Михайловский театр мыслит по-государственному

30 октября 2013, 16:39 Европа, Италия, Культура, Мир, Пермь, Театр, Томск, Франция

На гала-концерте в честь 180-летия Михайловский позиционировал себя как театр государственно мыслящий и патриотически настроенный — доказательством тому стало обрамление вечера. Начали с апофеозного финала увертюры «1812 год» Чайковского, а закончили еще более мощным финалом «Войны и мира» Прокофьева.

Между этими монументальными высказываниями расположились приветствия замполпреда президента Любови Совершаевой, нового председателя попечительского совета, министра культуры Владимира Мединского и экскурс в историю Михайловского — с 1833 года по сегодняшний день.

Режиссер концерта, он же худрук оперы Василий Бархатов, не мудрствуя, избрал формат «текст плюс иллюстрации». Об авторе энциклопедического текста, звучавшего «за кадром», программка умолчала. Зато прочел его, слегка путаясь в именах и датах, сам Василий Алексеевич. По информации из-за кулис, он лично собирался выйти на сцену, дабы вести торжество, но в последний момент передумал, и слава богу: живописный облик худрука с кокетливой «бабочкой» в районе груди наверняка отвлек бы публику от сценической картинки.

Последняя предстала в виде накладывающихся друг на друга экранов с портретами, документами и нотными партитурами. На этом фоне оперная и балетная труппы демонстрировали свои достижения. Фрагменты из произведений Чайковского, Бизе, Масканьи, Дворжака, Иоганна Штрауса исполнили бывшие и нынешние солисты Михайловского театра Мария Литке, Дмитрий Головин, Юлия Герцева, Федор Атаскевич, Татьяна Рягузова, Наталья Миронова и Борис Пинхасович.

Танцовщики в свою очередь рапортовали сценами из «Лауренсии», «Пламени Парижа» и «Барышни и хулигана». К восторгу зала в «Пламени» и «Хулигане» выступил Иван Васильев, как всегда, сорвавший овацию мощными прыжками и победительной харизмой. Отдельным пунктом в балетном разделе шла объявленная «сегодняшним днем Михайловского театра» лирика Начо Дуато — дуэты из балетов «Многогранность. Формы тишины и пустоты» и «Без слов» с замечательным Леонидом Сарафановым.

Оркестранты, ведомые главным дирижером Михаилом Татарниковым, на сцене в процессе концерта не появились, но, находясь в яме, воодушевили собравшихся двумя интермеццо — из «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Сельской чести» Масканьи. В итальянском фрагменте отличились также художники по свету Сергей Титов и Александра Гаврилова — зал в это время напоминал хрустальную шкатулку.

В качестве десерта организаторы приготовили выступления народных артистов Нины Романовой и Николая Копылова с попурри из собственного михайловского репертуара, Нила Шикоффа с трагической арией из «Иудейки» Галеви и любимца питерской публики Сергея Лейферкуса с песенкой Томского и арией мистера Икса. В оперетте Кальмана режиссер усмотрел особый концепт. На словах «Но номер кончен и гаснет свет, и никого со мною рядом нет» к Лейферкусу присоединились молчаливые мужчины из хора и тревожно посмотрели в зал.

С тем, что артист всегда одинок, еще в начале концерта не согласилась самая титулованная гостья, Елена Образцова. Куплеты Периколы из одноименной оперетты Жака Оффенбаха в ее исполнении, пожалуй, лучше всего характеризовали непринужденную атмосферу вечера.

Примадоннна в струящемся черном вышла на сцену вместе с гендиректором Владимиром Кехманом, который нес бутылку и бокал. «Каким вином там угощали…», — на хорошем французском начала Елена Васильевна, и видимым удовольствием отпила пенистого напитка, споро налитого гендиректором. К началу второго куплета гендиректор, к тому времени неоднократно пополнявший бокал советника по художественным вопросам, удалился за кулисы и вернулся уже без бутылки, но с охапкой кремовых роз. «И коль глаза огня полны, вы удивляться не должны», — распелась народная артистка, а ее партнер засвидетельствовал сей факт коленопреклоненным вручением букета.

Второй раз Владимир Абрамович вышел со всем своим коллективом под занавес и произнес приветственную речь «лучшей в мире публике Михайловского театра». Далее благодарная публика отправилась по домам, а артисты во главе с гендиректором и министром культуры — на закрытую вечеринку с участием Сергея Шнурова и группы «Ленинград», переименованной на один вечер в «МАЛЕГОТ».

Свидетельствую как очевидец — слухи о невоздержанности Сергея Владимировича, якобы излившего на намоленную сцену свой бездонный запас обсценной лексики, действительности не соответствуют. Отдельные изречения, конечно, имели место, но их было ничуть не больше, чем на иной рядовой театральной репетиции.

Читать на сайте Известий