Надо сказать, что в целом Орловская область, несмотря ни на что, получила более высокий средний балл, чем тот, который по стране. К примеру, среднероссийский показатель по химии — 55,65, а орловский — 59,44, но по сравнению с собственным прошлогодним средним баллом (71,44) — у нас провал. Или взять историю. Средний балл по России — 45,72, у нас — 47,67, однако в прошлом году был 61,95, по Орлу — и вовсе 64,73. Особенно грустная картина с математикой. В прошлом году орловские школьники добились по этому предмету просто невероятных результатов — средний балл по области был равен 53,25, в Орле — 57,28, а, к примеру, Новосильский район вовсе показал результат в 60,54! Прошёл год, и средний балл в Орле нынче лишь 46,11, а в успешном Новосильском районе — полный провал, 32,49, что крайне низко даже на фоне среднестатистического общероссийского показателя 39,63. Что уж говорить о Должанском районе, где средний балл — 30,98 — едва «троечка» в старом советском исчислении.
С таким знанием математики скоро наши дети и сдачу в магазине посчитать не смогут, поскольку для того, чтобы набрать минимальный балл, было достаточно решить задачи, предполагающие довольно простые действия. К примеру, на плакате «За честный ЕГЭ» значится такое задание: «Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%». И приписка: «ЕГЭ по математике может сдать каждый!». Действительно, может. Даже самая старенькая и малограмотная бабулечка, не умеющая писать, правильно посчитает! Однако в Орловской области 147 выпускников сделать это не смогли. А всего «двоек», по всем предметам, — 726. Четыре года назад, когда ЕГЭ только вводили и ссылались на неподготовленность выпускников к новому способу оценки знаний, число «неудов» было гораздо меньше — 300.
Нет худа без добра
Надо сказать, что результаты ЕГЭ лично у меня всегда вызывали сомнения, особенно когда районы, где и нехватка учителей, и проблемы с репетиторством, вдруг показывали среднестатистические результаты, о которых мог мечтать «хорошист» областного центра. Но не пойман — не вор. И мне всегда возражали в ОРЦОКО — Орловском региональном центре оценки качества образования: дескать, в сёлах и деревнях мало детей, практически идут индивидуальные занятия, оттого и результат высокий, и т. д. и т. п. Что же в этом году? Детей стало в деревнях больше?
Нет, конечно. Главное отличие ЕГЭ–2014, на мой взгляд, — установка камер видеонаблюдения и металлоискателей. И прекрасные результаты тотчас сдулись.
Конечно, выпускники и их родители — в панике. А вот многие учителя вполне довольны, поскольку впервые за пять лет функционирования новой системы оценки образования тот, кто учился и имел настоящие «пятёрки», свои «пятёрки» и получил, а вместе с ними и возможность поступить в вуз без ложной конкуренции, а те, кто рассчитывал «набрать» баллы правдами и неправдами, — пролетели. Глядишь, и вузы наполнятся со временем действительно лучшими учениками, а не всеми подряд.
Есть и ещё один плюс нынешнего грустного результата.
— В этом году в Интернете не разместили некоторые типы заданий, которые оказались в экзаменационных листах. Они не сверхсложные, но выпускники не были «натасканы» на решение таких задач. И потому потратили слишком много времени на их решение, что помешало выполнить другие, — рассказывает учитель и директор частной школы «Леонардо» Маргарита Перовская. — Данная ситуация показала всему учительскому сообществу: нельзя годами заниматься натаскиванием, нужно давать серьёзные, базовые знания, по существу предмета. А на освоение формата ЕГЭ достаточно лишь нескольких месяцев. Те дети, которые знали предмет, справились с новым типом заданий без особых усилий. И показали не только знания, но и свою готовность ориентироваться в нестандартной ситуации, принимать правильные решения, испытывая стресс, что просто необходимо для человека, который намерен освоить программу высшего образования!
Разделить дробь по–орловски
… Один старый учитель рассказал мне реальную историю, которая произошла в одной из сельских школ Шаблыкинского района в 1964 году. Учителей в деревне всегда не хватало, и математике там учил фронтовик, сам с пятью классами образования. Вдруг областное начальство решило оценить качество обучения в сельских школах и нагрянуло в район. Каково же было потрясение методиста, инспектирующей урок, когда она услышала, что для того, чтобы разделить дробь на дробь, надо… умножить сначала числители, потом — знаменатели и разделить числитель на знаменатель. И выяснилось, что учитель так учит детей уже17 лет!
Свой последний урок в школе педагог провёл на следующий день. Он объявил детям, что в Орле, оказывается… изменились правила, и теперь дробь на дробь делят по–другому, умолчав, что так положено уже более 10 веков…
К чему вспомнилось? Да всё — к результатам ЕГЭ. Ещё немного — и в погоне за баллами именно такие учителя, врачи, юристы будут определять наше с вами будущее. С одной лишь разницей: шаблыкинский «математик» был единственным на всю округу, а вот сколько таких, поступивших с липовыми баллами, ждут своих дипломов нынче — большой вопрос…
Источник новостей: Рамблер