В XIX веке Михайловский театр был построен как дополнительная сцена для Императорского Мариинского театра. Собственной труппой он обзавелся только в 1921 году, став Малым театром оперы и балета, и сразу выделился в ряду советских музыкальных сцен как площадка для экспериментов. Именно здесь впервые прозвучали оперы Шостаковича «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», а потом и эпопея Прокофьева «Война и мир» — ныне признанные шедевры музыки XX века.
В XXI веке театр не намерен отказываться от экспериментов, но при этом вернул себе некоторые «исторические регалии». Во-первых, название в честь Великого князя царской династии Романовых Михаила. Во-вторых, крепкую связь с Мариинским театром и его нынешним легендарным главой Валерием Гергиевым. Так, назначенный в прошлом году музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников сначала работал в оркестре Мариинского театра, затем маэстро Гергиев, что называется, «доверил ему дирижерскую палочку», а после пяти лет наблюдений за молодым дирижером рекомендовал возглавить Михайловский театр. Михаил Татарников говорит:
«Этот театр мне напоминает театры в Италии — есть там такие не самые большие, но очень уютные и очень милые театры с хорошей акустикой. В этом есть своя прелесть, потому что более домашняя, уютная, я бы сказал, здесь обстановка. Больше теплоты».
Художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра Василий Бархатов тоже протеже Валерия Гергиева. Его маэстро буквально выращивал под своим крылом, доверяя постановки в Мариинском театре, сделавшие Василию славу «вундеркинда от режиссуры». На сегодня Бархатов автор уже 15 музыкальных спектаклей — как правило, очень смелых по режиссерскому замыслу. В Михайловском театре он официально работает первый сезон, но уже создал в нем знаковую постановку.
— Василий Бархатов: «Нужно подготовить человека к современной опере»
Это опера Вагнера «Летучий голландец». В ней по воле Василия рассказывается, как в некоем курортном городке снимают фильм по старинной легенде. Вообще, снять кино и поставить оперный спектакль для Василия Бархатова почти одно и то же:
«Процесс выпуска оперного спектакля сродни кино. То есть в тот момент, когда кино снимается, там уже творчеству места нет. Это достаточно жесткий выпуск произведения, который ты придумал сильно заранее, а поскольку в голове границ нет, ты можешь представлять себе все так красиво… Поэтому приходится идти на разные уступки для того, чтобы произошло хотя бы на 50% то, что ты задумал».
Что из задуманного воплотит Василий Бархатов на гала-концерте по случаю 180-летия Михайловского театра, предположить трудно, но представление на открытии нового здания Мариинского театра нынешней весной ему удалось на славу. И вообще, молодые руки, в которые попал Михайловский театр, кажутся очень крепкими. Среди тех, кто стоит сегодня у его «художественного руля», только один человек может быть по праву назван мэтром. Это прославленный испанский хореограф Начо Дуато — руководитель балетной труппы. Но и у него в будущем году истекает срок контракта. Можно предположить, что молодых рук, поддерживающих сегодняшнего «седого юбиляра» — Михайловский театр — станет больше.
Источник новостей: Рамблер