Орловщина — родина многих выдающихся литераторов. О том, как будет развиваться культура нашего региона и есть ли у нёё будущее, мы поговорили с Андреем Фроловым, председателям правления областной организации союза писателей России.
Главная роль
— Совсем недавно вы были участником Всемирного Русского Народного Собора. Какие из озвученных там тем показались вам — русскому поэту наиболее злободневными? Что называется «взяли за душу?»
— Главной на этом мероприятия была тема «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси», ведь обращение славянского населения Руси в христианство стало отправной точкой самоопределения нашего народа. При Владимире мы окончательно стали русскими. Это важнейший момент для осмысления всей нашей истории, нашего национального характера, образа жизни и культуры, то есть того духовного капитала, сохранение которого так важно в условиях глобальной политической нестабильности. Сегодня наследие князя Владимира находится под угрозой. И одной из самых больных тем на Соборе прозвучала проблема создания единого общеобразовательного пространства. Вариативное образование, навязываемое сегодня нашим детям именно в гуманитарной сфере, не может служить национальному единению, но ведёт к разобщению.
— Вообще в чём сегодня заключается роль российского писателя? Могут ли деятели культуры оставаться безучастным к внутренним проблемам страны?
— Роль писателя всегда была одна и таковой остаётся: говорить правду народу тогда, когда этого не делают другие. К сожалению, многие деятели культуры даже на высшем уровне остаются просто деятелями, считающими сферу культуры сервисом, приносящим какой-то доход, бизнесом.
— По вашему мнению, что можно было бы сейчас считать национальной идеей для России и для русских?
— Вот тут мы и возвращаемся к Всемирному Русскому Народному Собору. Национальной идеей для русских всегда было собирание, объединение русских земель, русского мира, преемственность развития духовной национальной идентичности, совершенно особой русской культуры. Так было в веках. Согласитесь, ведь мы потеряли национальную идею именно тогда, когда недобросовестные правители по указке Запада развалили нашу страну. Так давайте собираться и отстаивать наши нравственные смыслы.
— Мы всё чаще слышим, что сегодня, когда людям не хватает самого необходимого, им не до поэзии. Это обывательское мнение, но оно достаточно распространено. Как быть поэту, когда роль книги, особенно для молодого поколения заметно снижается?
— Литература, поэзия — они просто будут всегда. Поэт — творец, а не продавец книг, и снижение спроса на них никогда не повлияет на его работоспособность. Поэтами всё же рождаются, а не становятся. Если бы становились, то с потерей читателя, утратой престижности писательского звания поэзия давно бы почила в прозе. Но вот же, рождаются поэты и рождаются! И не поэтами быть не могут. Сегодня их не меньше, чем в любые времена. Да посмотрите вокруг — Александр Нестругин из Воронежа, Ирина Семёнова из Орла. Сложно перечислить всех? Да и не нужно — вдруг забуду кого. Можно говорить о том, что эти имена знакомы лишь узкому кругу специалистов-литераторов. Да, это так. И не так. Если обычный человек раскрыл книгу, прочитал стихотворение — и проникся образом, восхитился строчкой, то, по большому счёту, неважно, запомнил ли он фамилию автора. Поверьте, таких людей немало, и только ради них уже стоит писать.
Помнить историю
— Сегодня в Орле проходит активная общественная дискуссия на тему установки памятника Ивану Грозному. Какое у вас к этому отношение?
— Нормальное отношение. Прежде всего — к царю Ивану IV. Да, история государства российского редко обходилась без крови, как, впрочем, история любого другого государства. Но не надо забывать, что прозвище «Грозный» правитель получил, в первую очередь, от супостатов-врагов наших, во все века безрассудно лезших на Русь. Некоторые исследователи ссылаются на «масона Карамзина» — дескать, ненавидел царя-батюшку лютой ненавистью, вот и приписал ему лишку кровавых дел. И тут не соглашусь. Не думаю, что были у Николая Михайловича особые основания ненавидеть Ивана Грозного более других царей. Но, как бы там ни было, Иван IV Васильевич — часть нашей истории, которую надо знать и уважать. Определённо, он более других причастен к основанию Орла, независимо от того, присутствовал ли в тот исторический момент на наших землях лично. И здесь я ни в коей мере не против установки памятника Ивану Грозному в Орле. Только подходить к этому вопросу надо, не нарушая законов. И решать — где и как ставить памятник, чтобы не нарушить целостности архитектурных ансамблей и других культурных правил, — главному архитектору, культурному наследию, горсовету. Не будучи чиновником, догадываюсь, что предстоит провести массу согласований, оформить кучу бумаг. Главное, не решать с кондачка, одной лишь политической волей. Хватит нам нелепых рекордов. И к мнению общественности прислушаться надо бы.
Поэты есть и будут
-Что вообще задевает вас — орловского литератора — накануне юбилея нашего города?
— Здесь я, если позволите, о своём. Как руководителя орловской писательской организации задевает отсутствие в праздничных мероприятиях литературной составляющей. Нет, я не говорю о наших великих классиках — они всегда были, есть и будут нашей гордостью. Помимо них у нас же есть замечательные литературные музеи, и люди, бескорыстно в них работающие, тоже замечательные. Не сомневаюсь, гостей города поведут с гордостью по местам Тургенева, Лескова, Бунина, Андреева, это более чем достойно. Но как же современные писатели? Не классики пока, так ведь время рассудит, и они готовы своим трудом служить родной Орловщине. Так почему бы не профинансировать к юбилею города подарочные издания современных орловских писателей? И предложения во все инстанции мы уже направляли. Может, строки такой в бюджете нет, не знаю. Так, фантазирую. А вообще нам обижаться грех, книги при поддержке областной власти периодически издаются, и материальную поддержку в виде творческой стипендии получаем. Но хотелось-то так вот, по-праздничному, юбилеи-то не часто случаются!
Источник новостей: Рамблер