Задача для учителей: формировать воспитательный идеал россиянина

15 октября 2013, 17:53 Образование, Общество

Орловщина в этом учебном году рискнула апробировать новые стандарты образования в 5-х классах. О том, что это такое и в какую сторону меняется концепция школьного образования, мы беседуем с гостем редакции — заместителем директора Орловского областного института усовершенствования учителей Галиной Новиковой.

Опередили на три года

Елена Годлевская, Аиф-Орёл: За последние 20 лет было так много разрушено в системе школьного образования, что всякая новая инициатива вызывает опасения. Что за новые стандарты упали на головы орловских ребятишек?

Галина Новикова: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) были утверждены в 2009-2012 гг. Они подразделяются на три части: ФГОС начального общего образования (приняты в 2009 г.), ФГОС основного общего образования (в 2010 г.) и ФГОС старшей школы (2012 г.). Все российские школы должны полностью перейти на новые стандарты до 2022 года, темп — один класс в один учебный год. Первые классы перешли на новые ФГОС в позапрошлом году, вторые классы — в прошлом, в нынешнем учебном году третьеклассники. Для 5-х классов переход запланирован в 2015 году, однако не запрещено сделать это и раньше. Что и сделано в Орловской области. Но в качестве эксперимента. Поэтому на новые ФГОС перешли не все пятиклашки, которых у нас около 7 тысяч, а только 975 учеников 17 школ. Это школы Орла № 4, 6, 15, 18, 21, 32, 39, ливенские школа №4 и гимназия, мценские № 1 и гимназия, Отрадинская, Протасовская Мценского района, Сергиевская Ливенского района, в Верховье — Русско-Бродская и № 1, Жилинская школа Орловского района. Также в эксперименте 500 четвероклассников.

Новые идеалы

— И в чём суть новой концепции? Меняется число предметов или число учебных часов?

— Всё гораздо серьёзнее. Меняется сам подход к обучению. Он определён как системно-деятельностный, и деятельность ребёнка в обучении прописана в каждой рабочей программе учителя.

Что касается предметов и часов, то для пятиклашек, попавших в эксперимент, почти ничего не изменилось: число предметов — то же, разве что природоведение разделилось на географию и биологию, и добавился час в неделю на основы безопасности жизнедеятельности. Плюс два часа на занятия, которые выбирает сама школа либо на углублённое изучение какого-либо предмета, либо на иные предметы. И, что важно, в учебный план можно добавить до 10 часов в неделю внеурочных занятий — это по новой концепции не просто желательно, а обязательно.

— Имеются в виду кружки?

— И кружки — научные, спортивные, прикладные, творческие, и секции спортивно-оздоровительной направленности, и др.

— Прямо как в старые добрые времена! И как такой поворот объясняют разработчики концепции?

— Сформулирована новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка развития гражданина России. Не секрет, что в 90-е сформировался идеал свободной личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом, и это стало тормозом в развитии страны. А так как основы личности закладывает, как и прежде, семья и школа, на учительство возложена задача по формированию так называемого национального воспитательного идеала россиянина. В этом фундаментальное отличие от предыдущих школьных программ, ориентированных прежде всего на уровень подготовки учащегося.

— И каков он, этот идеал?

— Это трудолюбивая, совестливая и свободолюбивая личность, понимающая смысл своей жизни, готовая и способная отстаивать свою позицию, чувствующая личную ответственность за своё Отечество, осознающая ценность других людей и человеческой жизни.

Хоть плачь…

— Какое-то явное противоречие с нынешней действительностью, которой такие люди вовсе не нужны. А как вы считаете, наши учителя, годами униженные нищенской зарплатой, финансово зависимые от бюджета и, значит, от власти, способны воспитать такую личность? Математике-то не могут толком научить — каждый год результаты ЕГЭ — хоть плачь…

— Есть проблема. Поэтому наш институт активно занимается повышением квалификации педагогов. Учим и новым подходам к обучению и воспитанию. Если учителя поймут, что результата можно добиться только через деятельность и вовлечение ребёнка в обучение — прогресс обеспечен.

— Но для этого они должны полюбить ученика, как это было в нашем детстве, или, как это есть в частных школах — не случайно их выпускники сдают ЕГЭ на высочайшие баллы, хотя там ведь разные дети. По силам ли такая задача институту?

— У нас немало отличных учителей и педагогов. Изменятся требования — подстроятся и подтянутся остальные. Поставлена задача — сформировать учителя как человека творческого. А он уже сформирует творческого, критически мыслящего, самостоятельного ученика.

Что же касается математики, то это проблема всей страны. Не случайно минимальный балл по ЕГЭ — 24; подними его до уровня хотя бы русского языка –36 баллов, и в России многие выпускники не получат аттестаты. Та же проблема с физикой. Что делать — молодые люди, хорошо знающие эти предметы, не пойдут в пединститут на физмат, а поедут в престижные столичные вузы.

Проверка — в 2022 году

— А нет ли противоречия между воспитательной задачей и учебной? Воспитывать будем свободолюбивую критически настроенную личность, а оценивать знания такой личности будет формализованный тест в виде ЕГЭ?

— На мой взгляд, нет. Наоборот, творческой личности легче справиться с любыми заданиями, в том числе и с тестами.

— Но пока я слышала, что предлагают исключить из обязательных предметов даже математику…

— Нет. Обсуждается вопрос о дифференцированном подходе к ЕГЭ по математике, т. е. этот предмет оставить обязательным, но предложить сдавать его выпускникам по разным КИМам. Пока математика — обязательный предмет, и сдают его все выпускники страны по одинаковым контрольно-измерительным материалам. Кстати, обязательным скоро станет и иностранный язык. И это тоже серьёзная проблема. Особенно для сельских школ, где не хватает педагогов-специалистов.

— А как вы лично относитесь к ЕГЭ и к этой новой концепции?

— Везде можно найти и плюсы, и минусы. Я ЕГЭ поддерживаю, потому что на сегодня это единственная возможность для умного, талантливого ребёнка из семьи с невысокими доходами поступить в престижный вуз. И эта концепция меня радует. Если бы она была лет 15 назад, многих проблем в образовании, думаю, мы бы избежали.

Читать на сайте АиФ